Джарен Джексон уже франчайз. Как и предполагали его родители

Прежде чем попасть в топ-5 драфта и без страха бросать трёхочковые через руки Леброна Джеймса, Джарен Джексон был долговязым ребёнком, который рано осознал, что ему нужно быть находчивым и изобретательным, чтобы пойти по стопам своего отца. Прозванный своими родителями «Стручковая фасоль» («String Bean»), юный Джексон смотрел сквозь толстые стёкла спортивных очков на своих более низких товарищей по команде, которые забывали отдать ему пас в пост.

«Ему не всегда удавалось коснуться мяча во время атаки команды», говорит Терри Джексон, вспоминая игры своего сына в юношеской лиге Мэриленда. «Его черёд наступал при игре в защите. Он знал, что нужно сделать, чтобы получить мяч: заблокировать бросок, забрать подбор или пойти на перехват».

Возвращаясь назад и прессингуя по всей площадке, он носился туда-сюда с воодушевлением Кевина Гарнетта. Он толкался локтями под кольцом, чтобы забрать подбор и скользил по периметру, перекрывая линии пасов, чтобы сделать перехват и начать быструю атаку. «Большинство молодых игроков хотят бросать», говорит Джаррен Джексон старший. «Он хотел останавливать соперников».

Когда молодой Джексон вымахал до роста 211 см, а размах его рук составил 224 см, он начал проявлять себя и на чужой половине площадки, выиграв множество титулов в старшей школе в штате Индиана и получив стипендию в университете штата Мичиган, где он попал в десятку лучших оборонительных игроков в 18-летнем возрасте учась на первом курсе. В Мемфис Гриззлиз, долгое время знаменитых своим стилем «Грит энд Гринд», Джексон влился самым естественным образом.

Но даже Гриззлиз, которые следили за ним в течении нескольких лет, прежде чем взять четвёртым на драфте 2018, были ошеломлены тем немедленным вкладом, который Джексон внёс в игру команды. 19-летний форвард заявил о себе, как о постоянном игроке стартовой пятёрки команды, имеющей серьёзные устремления на попадание в плэйофф, набирая в среднем 13.1 очка за игру, 4.7 подбора, 1.8 блокшота, попутно забивая ключевые трёшки в концовках и обеспечивая качественную защиту. Если бы не новичок Далласа Лука Дончич, Джексон был бы одним из фаворитов в гонке за призом лучшему новичку года.

Так каким образом он пришёл в НБА таким ярко выраженным двусторонним игроком?

Баскетбол в его ДНК

У Джексона в семье есть баскетболисты и по отцовской и по материнской линии. Репутация его родителей шла впереди него, когда он ещё только приближался к НБА. «Впечатляющая семья», говорит главный тренер Голден Стэйт Уорриорз Стив Керр, который играл с Джексоном старшим в Сан-Антонио Спёрс. «Баскетбольные традиции там имеют твёрдые корни».

Его отец был атакующим защитником оборонительного плана, отыгравший четыре года за университет Джорджтауна, затем поиграв в низших лигах и на второстепенных ролях в НБА, и наконец получив стабильное место в ротации в 1997 году в Вашингтон Буллетс. Затем он перешёл к Грегу Поповичу в Сан-Антонио Спёрс, где провёл 4 сезона, став вместе с командой чемпионом в 1999 году.

Терри (мать Джексона), носившая это кольцо во время церемонии драфта её сына, закончила юридический факультет Джорджтаунского университета, потом начав карьеру в юриспруденции непосредственно связанную со спортом. С 2016 года она работает в ассоциации игроков женской НБА и в данный момент занимает пост исполнительного директора.

Начальные школьные годы их единственного сына прошли в городе Силвер Спринг, штат Мэриленд, но затем семья переехала в Кармел, штат Индиана, где Терри получила работу в Индианаполисском офисе NCAA. По мере взросления сына, Джексоны побуждали его думать обо всём своей головой, вовлекая в разговоры со своими взрослыми друзьями и оттачивая его аналитические способности в дебатах за обеденным столом. «Слова имеют значение», говорила Терри своему сыну, когда семья играла в «Бананаграммы», и спорила о лирических достоинствах Jay-Z, Kanye West и Drake.

«Когда он ещё ходил в детский сад, моя мама говорила мне, что Джарен-младший умнее, чем я и мой муж вместе», сказала Терри. «Это не было шуткой, он всегда мог думать на два шага вперёд». Если бы баскетбол у сына не пошёл, как того хотели Джексоны, то их сын стал бы юристом, пойдя по стопам матери.

«J. Junior» — его прозвище после того, как он перерос детские “String Bean,” “Sweet Pea” и “Doodle Bug” – имел другие планы. Во время учёбы в Park Tudor School в Индианаполисе, он зашёл в офис ничего не подозревающего администратора и фактически объявил о своём намерении выступать в НБА.

«Это то, чего я всегда хотел», говорит Джексон. «В моей семье это в крови. Я многое взял от обоих своих родителей. Мой отец имеет обширные знания о баскетболе. Моя мать очень умна и знает всё о перспективах бизнеса. Мы дышим баскетболом».

На площадке Джексон привёл свою школу Парк Тюдор к нескольким титулам чемпиона штата, прежде чем перевестись в школу Ла Люмьер в Ла Порте, штат Индиана, в свой выпускной год. Там его отец работал в качестве ассистента тренера на добровольных началах, присматривая за сыном, но не вмешиваясь в его развитие. Когда пришло время выбирать колледж, Джексоны позволили своему сыну самому управлять всем процессом. Он выбрал Мичиган Стэйт и тренера Тома Иззо, предчувствуя, что ему хорошо подойдёт тренер с менталитетом, ориентированным прежде всего на оборону.

Во время юности Джарена, его отец сосредотачивал свои усилия по его развитию в сторону максимизации полезности и универсальности своего сына. В нападении он делал акцент на броски из-за дуги, чтобы он умел бросать трёшки придя в НБА. В защите отец прививал ему свой собственный игровой стиль, упирая на развитие ловкости и боковой скорости, зная, что эти атрибуты будут иметь очень высокую ценность для бигмэна.

«В середине четвёртой четверти тренеры обычно должны принять решение, являются ли их бигмэны активами или пассивами на площадке», сказал он. «Я не хочу, чтобы у кого-то были причины убирать моего сына с площадки».

Он также прислушивался к своему сыну, понимая, что тот не просто его мини копия. Тогда как он проповедовал принципы неэгоистичного баскетбола Спёрс, Джарен-младший вовсю глазел на агрессивный атлетизм Оклахома-Сити Тандер в исполнении Кевина Дюранта и Расселла Уэстбрука. Годы назад бигмэна, умеющего и бросать из-за дуги и защищать своё кольцо, называли «Единорогом» (то бишь уникумом), а сейчас это уже стало обычным явлением. Джарен Джексон старший был из тех, кто рано это понял.

Ключи к становлению франчайзом

Как раз когда Джексон выбрал Мичиган Стэйт Спартанс, Гриззлиз начали проявлять к нему интерес. Впервые они обратили на него взоры на Nike Hoop Summit 2017, где Джексон набрал 13 очков и сделал 10 подборов.

Гриззлиз тогда вышли в плэйофф седьмой раз подряд во главе с ветеранами Майком Конли и Марком Газолем и предполагалось, что у них не будет высокого пика на драфте и Джексона уже заберут, когда подойдёт их очередь выбирать. Всё перевернулось с ног на голову в следующем сезоне. Мемфис уволил главного тренера Дэвида Фитцдэйла и закончил год с мрачным результатом 22-60.

Дончич и другие прспекты, ориентированные на атаку, доминировали в преддрафтовых заголовках прессы, Гриззлиз же сосредоточились на том, чтобы взять Джексона под четвертым пиком. Они изучали записи его игр в студенческой лиге, его навыки блокирования, лидерства и ловкую работу ног. Мемфис также изучил его необычную технику броска, сделав вывод, что у него достаточно мягкая кисть, чтобы надёжно атаковать с периметра.

В свою очередь тренер Гриззлиз Джей Би Бикерстафф восхищался лучшим результатом Джексона в сезоне (27 очков), который он показал в матче против альма-матер самого Бикерстаффа, университета Миннесоты. «Он проделывает такую работу в обороне, которую вы не увидите в статистической сводке и о которой не напишут в газетах», сказал Бикерстафф. «Но у него также и очень высокий уровень игры в посте. Он может забивать любой рукой, а также хорошо управляется с мячом, находясь в плотном окружении соперников».

Также помогло то, что отец Бикерстаффа, Берни, в своё время тренировал Джарена Джексона старшего в Вашингтон Буллетс. К тому времени, когда они встретились с Джексоном на церемонии драфта, Гриззлиз уже приняли решение.

«Джарену не нужно было производить особое впечатление на нас на нашей встрече», говорит Джон Холлинджер, президент команды по баскетбольным операциям. «Мы думали об этом пике драфта, как об основополагающем выборе на следующие 15 лет и он был самым большим талантом, который мы только могли получить».

Процесс превращения Джексона из талантливого подростка во франчайза начался в тренировочном лагере. Бикерстафф ставил Джексона против Газоля, 33-летнего центрового, который за 11 лет своей карьеры прошёл путь от проспекта до игрока матча всех звёзд и лучшего оборонительного игрока лиги.

Газоль раз за разом выбивал мяч у Джексона, когда тот пытался обыграть его в посте. «Если это то, что меня ждёт в лиге, то, пожалуй, в НБА мне будет непросто», сказал Джексон своему партнёру Гаррету Темплу.

Хотя уверенность Джексона в себе несколько пошатнулась, его тренеры и партнёры периодически видели вспышки его недюжинного таланта. «Он делает вещи, которые мы даже не ожидали от него увидеть», сказал Газоль. «В его возрасте я таскал сумки в БК Барселона».

Джексон, всё ещё будучи тинэйджером, внушал уважение своим отношением к делу. Когда новобранец играет через травмы, занимается изучением игры соперников, проходит через весь тренировочный лагерь не жалуясь на график, Газоль убеждён, что ему удалось найти единомышленника.

«Я чувствую ответственность перед ним, вне всяких сомнений», сказал Газоль. «Я посвятил бОльшую часть своей сознательной жизни этой франшизе, а они много сделали для меня. Когда у вас есть игрок с таким потенциалом, вы должны развивать его правильным образом. Показать ему, как нужно готовиться к играм и дать понять, что выходных не будет».

Начинающееся партнёрство двух игроков напомнило Джарену Джексону старшему отношения его бывших партнёров по Спёрс. Газоль выступает в качестве Дэвида Робинсона, а молодой Джексон в качестве Тима Данкана. Спустя всего три месяца Джексон уже составил длинный список советов Газоля: не стой на месте, постоянно развивайся, избегай нерешительности, сохраняй «короткую» память (не зацикливайся на прошлой игре, чтобы она не повлияла на следующую).

Гриззлиз видят своё будущее в ярких тонах. Запасной центровой Айвэн Рэбб сравнивает Джексона с Энтони Дэвисом, а Гаррет Темпл зовёт его «младшим братом, про которого все знают, что он Франчайз».

Это очень большие ожидания для тинэйджера, но родители находятся рядом, чтобы помочь ему справиться с этим грузом. Джексоны переехали в пригород Мемфиса и поселились в 20 минутах езды от апартаментов сына. Отец и сын переписываются после матчей, Джексон старший фокусируется на позитивных сторонах и помогает анализировать тренерские замечания. Терри Джексон также сохраняет своё влияние на сына, так как он недавно поступил на онлайн обучение в колледж. И, отдавая должное своей матери, Джарен добровольно вызвался быть одним из представителей Гриззлиз в ассоциации игроков НБА.

Бикерстафф и фронт-офис Мемфиса в свою очередь позволили карьере Джексона развиваться органично. Новичок начал сезон в качестве бэкапа опытного форварда Джамайкла Грина, но травма последнего открыла ему место в стартовом составе. Хотя егоотец первый раз вышел в стартовом составе в возрасте 27 лет, младшему Джексону удалось сделать это в девятнадцать, в своей третьей профессиональной игре.

Его успехи в сезоне идут по нарастающей. В конце ноября, в победном матче с Бруклином, Джексон набрал 36 очков, присоединившись к Леброну Джеймсу, Кевину Дюранту и Кармело Энтони, как к единственным действующим игрокам, достигавшим этой отметки будучи моложе 20 лет. Потом, в конце декабря, Джексон набрал 27 очков в гостевом матче с Лейкерс, забив победный трёхочковый через руки Леброна Джеймса. Этот бросок заставил ликующего отца вырваться на площадку, чтобы обнять сына, а болельщикам дал новую пищу для мечтаний о светлом будущем команды.

Только вверх

Спустя 34 игры Гриззлиз имеют результат 18-16, лучше, чем от них ожидали, но и не без некоторых шероховатостей. Точно также и Джексон входит в новый 2019 год зная, что он потенциальная звезда лиги, но понимая, что отличает его от уже признанных суперзвёзд.

Когда он смотрит хайлайты на ютубе, он в первую очередь смотрит за Дэвисом. «Он лучший игрок на моей позиции», сказал Джексон. «Я тоже хочу быть лучшим и стараюсь делать то, что делает он. Если он делает какое-то хорошее движение, то я не копирую, а пытаюсь увидеть за счёт чего он здесь добивается успеха».

Чтобы действительно достичь тех вершин, которых он хочет, Джексону надо решить проблему с набором фолов. Он лидер лиги по нарушениям правил и уже трижды покидал площадку за избыток фолов. После недавнего поражения от Хьюстона, Джексон укорял себя, что связался с Джеймсом Харденом. «У него такие длинные руки, что он не может контролировать свои ладони», шутит Айвэн Рэбб.

В результате, Мишкам приходится чередовать Джексона с Грином в концовках матчей, расстраивая некоторых болельщиков, которые хотят чтобы молодой проспект получал больше времени в концовках. «Он должен сначала всё заработать и заслужить», говорит Бикерстафф. «Мы не относимся к нему как-то по-особенному, не даём ему преференций, очень важно, чтобы он сохранял ответственность».

Несмотря на все эти недостатки, Джексон, очень вероятно, войдёт в первую сборную лучших новичков, получив свою порцию признания, правда меньшую, чем у новичка Далласа Луки Дончича. К сожалению, у Джексона совпали все факторы, чтобы остаться обделенным вниманием: Он играет на маленьком рынке, его сильная сторона — это защита, он не проявляет интереса к самопиару.

«Внимание приходит и уходит», сказал Джексон в ответ, на высказывание, что его успехи больше бы замечали, если бы он играл на большом рынке. «Вы должны продолжать делать свою работу, несмотря на то наблюдают за вами люди или нет. Я хочу быть здесь, в Мемфисе. Я хочу быть там, где я хотел, а я хотел быть здесь».

Существует множество причин быть уверенным в будущем Джексона – гибкость его стиля игры, бросковый диапазон, навыки игры в защите, физические данные, его уважение к баскетболу – но главная причина – это состав его поддержки, от родителей до Марка Газоля и всей организации Гриззлиз, которая точно понимает, что она получила в лице Джексона.

«Он никогда не удовлетворится достигнутым», говорит Газоль. Затем он хитро улыбается и показывая пальцем в небо говорит: «Посмотрите туда и скажите мне, если увидите там потолок».

Источник

https://www.washingtonpost.com/sports/2018/12/27/grizzlies-jaren-jackson-jr-is-already-franchise-just-his-parents-envisioned/?noredirect=on&utm_term=.13cff60d3910

Приглашаю всех вступать в нашу группу Вконтакте https://vk.com/public169932958 там  публикуются анонсы всех новых статей, которые выходят на сайте!

Другие интересные статьи:

У Тобайаса Харриса и его семьи всегда был план успеха

ДеАрон Фокс помогает Кингз обрести новое лицо

10 лучших игроков в истории Майами Хит