Фёдор Тютин: исколесил пол-Америки на фургоне

Свой заключительный матч в НХЛ Федор Тютин провел за «Эвеланш» еще в апреле 2017 года в возрасте 33 лет. После этого о бывшем защитнике «Рейнджерс», «Коламбуса» и «Колорадо» практически ничего не было слышно: o завершении карьеры он не объявлял, новый контракт на прошлый сезон ни с кем не подписывал. Информационный вакуум вокруг Тютина рассосался в минувший понедельник, когда пресс-служба «Блю Джекетс» распространила пресс-релиз, что россиянин воссоединился со своим бывшим клубом в качестве скаута. Эта новость дала отличный повод связаться с ветераном 13 энхаэловских сезонов и расспросить его о новом жизненном этапе.

«Вы правы, официально о завершении карьеры я нигде не объявлял, — пояснил Федор NHL.com/ru. — Но не сказал бы, что решение далось мне так уж трудно. У каждого игрока это бывает по-своему, но я и сам чувствовал, что мне пора заканчивать и уделить больше внимания семье, детям. Я, можно сказать, был к этому готов. На протяжении последнего сезона в «Колорадо» уже и душой, и телом чувствовал, что пора уходить. У меня трое маленьких детей. Понял, что для меня важнее быть с ними, чем продолжать играть в хоккей».

На сегодняшний день 35-летний Тютин с женой и их тремя дочерями живет в Денвере, где россиянин провел свой последний сезон. Но самый заметный след в качестве хоккеиста, безусловно, оставил в «Коламбусе». Там он отыграл восемь своих лучших лет и до сих пор удерживает несколько клубных рекордов. Его 553 матча, 39 голов и 185 очков пока не превзошел ни один защитник в истории «Блю Джекетс». Немудрено, что именно «Коламбус» и предложил Федору вернуться в клуб в новом качестве.

«Как и большинство хоккеистов, завершающих карьеру, я много думал, чем бы хотел заниматься дальше, — рассказал Тютин. — Никакого образования, кроме хоккейного, у меня нет, и поэтому, конечно, мне хотелось остаться при деле именно в хоккее. Я провел в «Коламбусе» столько лет, что поэтому, наверное, они и вышли на меня, когда узнали, что я уже не планирую больше играть. [Генеральный] менеджер [Ярмо Кекалайнен] позвонил и спросил, какие у меня планы, и хочу ли я продолжать заниматься чем-нибудь, связанным с хоккеем. Я сказал «да», тем более, что следующим летом мы планируем переезжать обратно в Коламбус. Так и договорились. Начну пока скаутом, а там видно будет».

Чтобы побыстрее вникнуть в свою новую работу, Тютин ненадолго прилетел в Коламбус, где «Блю Джекетс» проводят в начале недели два подряд выставочных матча.

«Здесь сейчас много других скаутов, которые занимаются этим уже долгое время, — пояснил Федор. — Варюсь с ними в одном котле, сидим вместе на играх. Oни мне объясняют, что и как нужно делать, за чем смотреть и т.д.»

«Думаю, что самому главному меня учить уже не надо, — считает он. — Как-никак, всю жизнь хоккею посвятил. Самое главное — понять саму суть обязанностей скаута, сам процесс их каждодневной работы. Для этого я сюда и прилетел. Буквально сегодня мне вручили клубный компьютер. Пока мне кажется, что это и будет для меня самым сложным — научиться, как пользоваться этим компьютером, что и как туда вводить. Существует ведь целая система, как это делается. Сейчас как раз и пытаюсь вникнуть в детали. А уж с тем, как следить за игроками и что подмечать, думаю, у меня проблем не будет».

Тютин надеется, что в предстоящем сезоне большую часть своей работы сможет делать непосредственно в Денвере, не уезжая от семьи. Впрочем, делясь со мной этой надеждой, звучал он не очень уверенно.

«Лучше бы я давал вам это интервью через недельку, когда хоть немного разберусь в своей новой работе и пойму, где, что и когда мне потребуется делать, — рассмеялся Федор. — Главное — что семья мое решение поддержала. Быть занятым — это же лучше, чем сидеть дома, ничего не делая, правда ведь?»

Безоговорочно согласиться с Тютиным не позволило мое недостаточное знакомство с домашним ничегонеделанием. Пришлось честно сказать, что бывают дни, когда эта альтернатива звучит чертовски привлекательно.

Но еще лучше — не праздно лежать на диване, а воплощать в жизнь какую-нибудь давнюю мечту. Среди людей с относительно удавшейся карьерой многие говорят себе: вот выйду на пенсию — уплыву в круиз вокруг света. Или буду каждый день играть в гольф. Или отправлюсь на год в Гималаи. Я спросил, была ли у Тютина такая мечта, на которую в годы энхаэловской карьеры у него не хватало времени. Оказалось — была.

«Я давно мечтал купить дом на колесах и попутешествовать на нем с семьей, — охотно поделился Федор. — И, закончив играть, сделал это. Моим дочерям сейчас десять, шесть и четыре года. Все уже более или менее самостоятельные, за ними необязательно следить каждую минуту, как за маленькими детьми. Мы провели в пути примерно полтора месяца. Из Денвера поехали во Флориду — это через полстраны. По дороге делали остановки в Техасе, в Новом Орлеане, в нескольких местах самой Флориды. Потом запарковали фургон на побережье и уплыли в семидневный «диснеевский» круиз. Когда вернулись из моря — снова погрузились в RV и поехали из Флориды в Канаду. Тоже с кучей остановок — в Джорджии, в Теннесси и так далее. У меня жена канадка, из Торонто. Приехали туда, потусовались пару недель и вернулись в Денвер. За полтора месяца накатали пять с половиной тысяч миль (почти 9000 км — прим. П.С.). Для первого раза хватило. Все остались довольны, никто не устал. Не слишком долго, не слишком быстро — самое то».

Тютин рассказывал об этом с таким энтузиазмом, с каким люди обычно говорят только о том, что приносит им искреннюю радость. Немудрено, что теперь вся его семья ждет ближайших школьных каникул, когда можно будет снова оседлать свой дом на колесах и укатить куда-нибудь хотя бы на неделю. Если, конечно, Федору удастся состыковать эти планы с новой работой.

«В любом случае фургон будет ждать нас до следующего лета, — добавил Тютин. — Нам всем так понравилось, что теперь ждем не дождемся, когда снова сможем поехать на нем в большое путешествие».

Но помимо путешествия следующим летом семью Тютина ждет еще и возвращение в Коламбус. Среди свободных агентов первой величины этот провинциальный город в центральном Огайо, может, и не самая привлекательная точка на карте Америки, но россиянина здесь полюбили, и он радостью отвечает Коламбусу взаимностью.

«Знаете, дело даже не в самом городе, — задумчиво произнес Федор. — Когда ты проводишь в одном месте достаточно долгое время, и к тебе хорошо относятся люди, то всякий раз, когда возвращаешься сюда, чувствуешь, что приехал домой. Хорошо на душе становится. Приятно видеть столько знакомых лиц, начиная с работников дворца, которые все эти годы прекрасно ко мне относились и относятся, заканчивая докторами, к которым мы ходили еще пока я играл.

Фёдор Тютин Коламбус Блю Джекетс

Сам город мне тоже нравится. Здесь любят спорт, в нем полно болельщиков команд крупного местного университета Ohio State. А за последние пару лет в Коламбусе и хоккей очень полюбили. Арена постоянно полная».

Как и многие бывшие энхаэловцы из России, Федор прочно осел в Штатах: здесь родились его дети, здесь теперь вся его жизнь. Но вот парадокс: несмотря на успешную 13-летнюю карьеру в лучшей лиге мира, в которой он провел 872 матча, набрал 264 (55+209) очка и 548 минут штрафа, самыми памятными хоккейными моментами бывший защитник называет другие.

«Не мне судить, за что меня стоит помнить болельщикам, — усмехнулся Тютин. — Если кто-то следил за моей карьерой, у каждого, наверное, какие-то свои моменты, которые могли запомниться. Но для меня самый памятный момент — это май 2008 года, когда мы выиграли чемпионат мира в Квебеке. И еще, конечно, наша молодежка 1983 года рождения. Фантастически талантливый был год. Как мы доминировали на протяжении двух-трех лет! За все это время проиграли всего один или два матча. А сколько из тех ребят и потом заиграли на самом высоком уровне. Если говорить о карьере, то именно эти моменты останутся в памяти навсегда».

Источник https://www.nhl.com/ru/news/tyutin-loving-his-life-after-hockey-hoping-to-be-quick-learner-in-new-position/c-300224760

Другие интересные статьи:

Кто станет X-фактором для каждой команды Центрального дивизиона

5 Питтсбургских Пингвинов, которым больше всех нужно доказывать в сезоне 2018-19

Патрик Лайне — Интервью